1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Основная задача курса – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни. Целесообразность начала изучения информатики в среднем звене, в 5-7 классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания. Предлагаемый курс рассчитан на 102 часа. Это не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д. Работу за компьютером организовать с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований. Ожидаемые результаты:
Учащиеся умеют: -составлять простейшие программы на вычисление арифметических выражений; -исполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; -выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями; использовать алгоритмы при планировании режима дня школьника. -исполнять программы на компьютере. -работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать); -работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять); -использовать электронные таблицы дня решения задач (структура ЭТ); -строить простейшие диаграммы; -иметь представление о технических характеристиках модемов и линий связи; -пользоваться поисковыми средствами Интернет. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка работ учащихся «Сделай как я, сделай лучше меня!» учебно-исследовательская конференция « Программирование – вторая грамотность!» презентация «Мои умения и навыки работы на компьютере»
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема 1.Информация и информационные процессы (6 часов) Понятие информации. Источник информации 2 1 1 Виды информации 2 1 1 Информационные процессы 2 1 1 Тема 2. Компьютер (12 часов) Техника безопасности в компьютерном классе 2 1 1 Основные компоненты компьютера 2 1 1 Клавитатура. Процессор. Память 2 1 1 Устройства ввода, вывода 2 1 1 Практическая работа “Клавиатура” 2 2 Клавиатурный тренажер 2 2 Тема 3. Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического языка. Исполнители (30 часов) Понятие алгоритма. 2 2 Алгоритмический язык. 2 2 Исполнитель. 2 2 Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема). 2 2 Команды алгоритмического языка: ветвления повторения. 2 2 Составление простейших алгоритмов 2 1 1 Алгоритмы в художественных произведениях 2 2 Составление алгоритмов из художественных произведений 2 2 Составление алгоритмов из кулинарных рецептов 2 2 Составление алгоритмов из школьной жизни 2 2 Составление алгоритмов из окружающего мира 2 2 Составление задач из предметных областей 2 2 Пошаговое исполнение алгоритма. Программа “Черепашка”2 2 Решение задач на “Переливание” 2 2 Итоговое занятие по теме “Алгоритмы” 2 2 Тема 4. Язык программирования. Программы (12 часов) Алфавит языка Паскаль 2 2 Основные операторы (ргоgram, var,end…) 2 2 Арифметические операции 2 2 Составление простейших программ 2 2 Команда ветвления (if…then) 2 2 Команда повторения (for…to) 2 2 Тема 5. Информационные и коммуникационные технология (42 часа) Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word 2 2 Назначение и основные возможности. 2 2 Практическая работа “Набор текста и форматирование 2 2 Оформление открыток, поздравлений 2 2 Оформление визиток 2 2 Конкурс сочинений 2 2 Печать текстовой информации 2 2 Технология обработки графической информации 2 2 Графический редактор Раint 2 2 Создание и хранение изображений. 2 2 Практическая работа “Создание рисунков”. 2 2 Практическая работа “Печать изображений” 2 2 Конкурс рисунков 2 2 Технология обработки числовой информации 2 2 Электронная таблица. Назначение и основные возможности 2 2 Практическая работа “Заполнение ячеек” 2 2 Оформление ЭТ “Бюджет моей семьи” 2 2 Построение диаграмм 2 2 Телекоммуникационные системы. Поиск информации 2 2 Электронная почта 2 2 Итоговое занятие. Выставка работ учащихся 2 2 Итого 102 28 74
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Имформация и информационные процессы (б часов). Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды информации. Информационные процессы. Требования к знаниям и умениям: понятие информации, источники информации; определять виды информации; приводить примеры информационных процессов. Тема 2. Компьютер (12 часов). Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа “Клавиатура”. Клавиатурный тренажер. Требования к знаниям и умениям: понятие компьютера как информационной машины; знать состав компьютера и назначение его основных устройств; приводить области применения компьютера; выбирать и загружать нужную программу. Практическая работа. Клавиатурный тренажер. Тема З. Алгоритмы, алгоритмический язык. Команды алгоритмического языка. Исполнители (30 часов). Основные вопросы: понятие алгоритма. Алгоритмический язык. Исполнитель. Способы записей алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схема). Команды алгоритмического языка: ветвления, повторения. Требования к знаниям и умениям: понятие исполнителя, среды, системы команд; выделять алгоритмы из повседневной жизни (режим дня, расписание уроков, кулинарные рецепты и т.д.); находить алгоритмы в художественных произведениях, песнях, пословицах, из окружающего информационного мира; исполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями; использовать алгоритмы при планировании режима дня школьника. Тема 4. Язык программирования. Программы (12 часов). Основные вопросы: алфавит языка Паскаль. Основные операторы (ргоgram, var,end…). Арифметические операции. Составление простейших программ. Команда ветвления (if…then).Команда повторения (for…to). Практическая работа “Исполнение программ на компьютере”. Требования к знаниям и умениям: знать алфавит языка Паскаль; составлять простейшие программы на вычисление арифметических выражений; записывать составные команды алгоритмического языка на языке программирования; исполнять программы на компьютере. Практическая работа. Исполнение программы на компьютере. Тема 5. Информационные и коммуникационные технологии (42 часа). Основные вопросы: технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа “Набор текста и форматирование”. Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint. Создание и хранение изображений. Практическая работа “Создание рисунков”. Технология обработки числовой информации. Электронная таблица. Назначение и основные возможности. Практическая работа “Заполнение ячеек”. Телекоммуникационные системы. Поиск информации. Электронная почта. Требования к знаниям и умениям: работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать); работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять); использовать электронные таблицы дня решения задач (структура ЭТ); строить простейшие диаграммы; иметь представление о технических характеристиках модемов и линий связи; пользоваться поисковыми средствами Интернет.
Практические работы: Набор текста и форматирование. Создание и редактирование рисунков. Заполнение ячеек электронной таблицы, построение диаграмм. Поиск информации в компьютерных сетях. Знакомство с принципами работы сети Интернет.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87. Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. –5. – С. 8-13. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001. – 48 с. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. – 400 с. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 48 с. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9. –С. 29- 43. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
|