SVETLANA   MUKINA


Главная | Каталог статей | Мой профиль | Выход  

           МБОУ "ЯНДОБИНСКАЯ СОШ"

Четверг, 02.05.2024, 00:51
Меню сайта


Материалы по ИКТ


Учителю

ИКТ


Сайты
учителей
и для учителя





Портал

для 

учителя

 Каталог сайтов
Форма входа
Главная » Статьи » математика

Системный подход к внедрению интернет-технологий в образовательную деятельность
   Сегодня очевидно, что преподаватель, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках привычной "меловой технологии".
Появление понятия "новые информационные технологии” связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образование. Так как обучение является передачей информации ученику, то, по определению академика В.Н. Глушкова (информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть любая педагогическая технология - это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "новая информационная технология, обучения".
Таким образом, появление такого понятия "новая информационная технология (НИТ)" связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Главное в НИТ — это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, отсюда и определение: новые информационные технологии обучения — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.
Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер — это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные, дидактические задачи. Как уже отмечалось в образовании "педагогическая технология" и ''информационная технология" — это в определенной степени синонимы.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
• она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);
• она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;
• средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
В настоящее время педагогика стоит перед проблемой – научится правильно, оптимально и безвредно применять новые информационные технологии. Применение новых информационных технологий требуют от учителя и учащихся компьютерной грамотности. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций.
Для эффективного использования информационных технологий в рамках среднего образования требуется поиск таких организационных форм и методов, которые адекватно отражали бы возможности и особенности их применения для подготовки личности "информационного общества”.
Изучение материалов показало, что на сегодняшний день педагогическое сообщество выходит на более высокий уровень осознания значимости происходящих процессов в данной области, поскольку появление достаточного количества компьютерной и оргтехники в образовательных учреждениях не привело к значительному повышению эффективности образовательной деятельности.
Самая главная трудность заключается в том, что этот процесс неизбежно ставит вопрос о противоречии между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы и индивидуализацией обучения, как основного фактора нового образования. При этом о необходимости изменений в современной школе говорят уже сами учащиеся. По данным Соколовой Н.Ю, кандидата педагогических наук, м.н.с. лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО, 92% опрошенных выпускников школ считают, что методы и формы учебной работы, а так же содержание образования должны значительно измениться, поскольку "неинтересно смотреть в подзорную трубу, когда дома есть мощный телескоп".
Рассмотрев процесс передачи информации с точки зрения его психологического аспекта, мы пришли к пониманию, что эта "подзорная труба", то есть информационная среда школы, состоит из нескольких элементов: носители информации, источники информации, потребители информации, средства осуществления информационных процессов, информационные технологии. Как и в любой подзорной трубе, качество получаемого изображения зависит от правильного соединения элементов. Так, традиционно центральным связующим элементом между носителем и потребителем информации является источник последнего.
Новые информационные технологии - один из существенных факторов, способных в силу своей новизны, объективной интересности и современности, привлечь в школу молодежь, и не дать уйти из школы опытным преподавателям. Привлекает интересное и современное, как по сути, так и по содержанию дело. Вместе с тем, очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными образовательными технологиями.
Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к современным электронным ресурсам в Интернете или на компакт-дисках. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного исторического образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.
Представляется, что сейчас уже можно составить некую градацию среди предметников, использующих компьютер в своей работе. При этом четко можно выделить пять уровней такого пользователя.

Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве "пишущей машинки с памятью”; более или менее регулярная подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание списков и картотек; шаблонных форм, спокойное отношение к создаваемым в компьютерном виде работам учащихся; элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.

Уровень второй - открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет. Возможно выделение промежуточного этапа - знакомство с тематическими CD-ROMами. Несмотря на низкий учебно-методический уровень последних, они способны поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя предметника, и, в первую очередь богатейшими анимационными возможностями современных технологий. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Школьники начинают ставить его в пример другим предметникам, и в глазах коллег по работе авторитет такого учителя возрастает. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями "созидания”: ему становятся доступными основные элементы программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher. В руки педагога попадают инструменты, используя анимационные возможности которых он существенно может усилить эффективность своего занятия. До применения этих программ на уроке дело еще не дошло, но учитель уже начинает выступать авторитетным консультантом во внутришкольных проектах. Под руководством предметника ученики создают свои тематические Web-страницы, а учитель информатики или сетевой координатор помогает в публикации этих материалов в сети "Интернет”. Для третьего уровня характерны также попытки создания электронной библиотеки учителя и проекты по написанию несколькими педагогами общего учебного пособия.

Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на "его величество урок”. Важно, что для такого учителя уже вряд ли возможно движение в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне.

Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.

В настоящее время развиваются следующие направления НИТО:

1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

2) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

3) мультимедийные программные продукты;

4) компьютерные средства телекоммуникаций.

Эти направления можно реализовать в школе, через следующие виды уроков.

Виды уроков

1. Использование собственных программных продуктов.

Каждый учитель может легко освоить пакет программ из стандартного набора "Офиса”. Остановимся на одной из программ – это "MS PowerPoint”. Эта программа позволяет быстро и без больших временных затрат подготовить так называемую презентацию по любому предмету. Возникает вопрос, зачем это нужно.
Компьютер позволяет широко использовать визуальный канал. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся на уроке.
Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока. Программное обеспечение MS PowerPoint позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы. Эти звуковые файлы могут содержать функциональную музыку, позволяющую учащемуся расслабляться, а так же файлы дикторского текста, которые подробно объясняют, то, что в данный момент происходит на экране компьютера.

2. Использование ЭР (электронное издание, учебное электронное издание, электронный учебник)

Как можно работать с учащимися, используя электронные учебники?
Что понимать под электронным учебником?
Электронное издание (ЭИ) - совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе — магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD–ROM, DVD), а также опубликовано в электронной компьютерной сети
Учебное электронное издание (УЭИ) должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Электронный учебник (ЭУ) - основное УЭИ, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.
1. Интегрированные уроки

Это, наверное, самая сложная форма работы использования данной технологии. Так как необходимо интегрировать какой-либо предмет с предметом информатика. Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.
Интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.
Интегрировать можно все предметы. Математика и русский язык лучше интегрируются в процессе обобщения, закрепления, повторения. Литература и предметы гуманитарного цикла интегрируются со всеми предметами на любом этапе прохождения учебного материала. При этом необязательно, чтобы урок вели оба учителя.
Интегрированные уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук.
Такие уроки в школах редкость (именно с предметом информатика), но все же их можно проводить, интегрируя такие предметы как:
• информатика – математика
• информатика – русский язык
• информатика – физика
• информатика – химия
• информатика – биология
• информатика – экономика (используя программу Microsoft Excel для проведения расчетов)
• информатика – ИЗО
• информатика – черчение (Paint)

4. Метод проектов

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Что же положительного дают такие уроки?
• Ребятам очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету.
• Каждый ученик выбирает себе тот темп, который ему больше подходит, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял.
• Обучение идет индивидуально.
• Способствует развитию самостоятельности.
• Материал снабжен рисунками, различная цветовая гамма, звуковое сопровождение, если это возможно, все это оказывает положительное воздействие на ученика.
• Сочетается контроль и самоконтроль.
• Дает возможность быстро и эффективно тестировать.
В настоящее время многие школы имеют компьютеры. Это дает возможность их применения в различных направлениях, в том числе и для повышения оперативности управления школой. Применение компьютеров может резко ускорить анализ учебно-воспитательной работы, облегчить построение разнообразных отчетов, графиков, диаграмм, а вместе с тем и сэкономить рабочее время директоров и завучей школ, учителей предметников, библиотекарей, а также учителей информатики. Важной также представляется открывающаяся возможность накопления и анализа, данных работы школы за длительные промежутки времени. Создание базы данных всех учащихся и педагогических работников позволит быстро отслеживать динамику происходящих в школе процессов.
Мой проект предусматривает создание единой школьной базы данных с информацией обо всех учащихся и педагогических работниках и построение локальной вычислительной сети для обеспечения доступа к этим данным директора, завуча, секретаря, педагогов, организаторов внеклассной работы, библиотекарей.
В базе данных будут храниться личные дела всех учащихся и выпускников школы, а также дошкольников. Сюда входят, в том числе и четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые оценки учащихся, сведения о родителях и их месте работы, попечителях, категориях семей, домашние адреса учащихся, домашние и рабочие телефоны родителей, характеристики учащихся. Предусмотрено хранение личных карточек педагогических работников школы с подробными сведениями о каждом из них: паспортными данными, сведениями об образовании и повышении квалификации, датах приема и увольнения с работы, педагогической нагрузке и т.п.
. Использование компьютера дает учителю не только новые возможности в преподавании своего предмета, для накопления и создания банка данных и т.п., но и позволяет осуществить обработку результатов обучения. Хочу поделиться опытом использования ПК для обработки и анализа результатов образовательного процесса.
Не каждая школа может приобрести специализированные программные пакеты различной направленности, это вызвано и финансовыми затруднениями, и необходимостью для его использования прикладывать определенные усилия. Но если в школе есть компьютерный класс (да даже один ПК), его стандартного программного обеспечения Windows и MS Office достаточно для того, чтобы осуществить статистическую обработку результатов обучения, выводить результаты в наглядном графическом виде, создавать базы данных. Результаты обучения можно обобщать по различным основаниям:
• абсолютный результат обучающегося;
• относительный результат в группе;
• абсолютный результат по теме;
• относительный результат среди других тем;
• средний статистический уровень учебных достижений испытуемых;
• мера общего отклонения от средней величины;
Используя возможности современных информационных технологий, в совокупности с традиционными методами оценки, мы получаем более полную информацию о результатах образовательного процесса в целом.

Как правило, учителя-предметники начинают использование возможностей ПК на уроках с создания дидактических материалов с помощью тестового процессора MS Word и электронных таблиц Excel. Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора, в настоящее время столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронные таблицы позволяют производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, осуществлять структурирование данных и многое др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику. Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения.

Для анализа знаний и умений учащихся по результатам контрольных работ их результаты вносятся в таблицу. В таблице подсчитывается общая сумма баллов, набранных каждым учащимся по выполненным заданиям. Затем набранные баллы сравниваются с максимально возможным количеством баллов, и рассчитывается коэффициент усвоения учебного материала каждым испытуемым.
Современная научная дидактика утверждает, что процесс обучения можно считать завершенным, если коэффициент усвоения К больше или равен 0,7. Если К<0,7, учащийся в последующих работах совершает систематические ошибки и не способен самостоятельно их исправить. Коэффициент усвоения определяется по формуле: К=n/N, где п — количество баллов, набранных испытуемым, а N - максимальное количество баллов [1].
Для большей наглядности эти данные переводятся в общепринятую пятибалльную оценочную шкалу с учетом величины коэффициента усвоения и уровня проверочных заданий.

Качество образования в школе – важнейший показатель ее успешности в образовательном пространстве. Обеспечение повышения качества – ключевая задача на всех уровнях управления образованием. При этом на первый план выходят: определение составляющих качества образования, разработка технологий его обеспечения и построение систем оценки качества.
В современном понимании качество образования в школе складывается из качества результатов образования, качества образовательного процесса и качества образовательной системы школы. Необходимым же условием обеспечения этих составляющих на высоком технологическом уровне является формирование единого информационного пространства образовательного учреждения (ОУ).
Одной из возможных форм обеспечения совместной согласованной деятельности всех субъектов образовательного процесса при проведении информатизации ОУ может стать внедрение информационно-коммуникационных систем организации образовательного процесса, реализующих, прежде всего, такие функции, которые ежедневно затрагивают учебный процесс и касаются каждого его участника.

В широком контексте к компьютерным образовательным технологиям и ресурсам можно отнести любые информационные технологии и ресурсы, организованные для достижения целей образования. Однако, для того, чтобы они стали доступны и востребованы педагогами, необходимо обучить их навыкам работы с этими технологиями и ресурсами и мотивировать на использование информационных технологий в учебном процессе.

Проблемы:

• Несоответствие квалификации педагогического и административного персонала.
• Снижение образовательных результатов из-за недостаточной квалификации учителей, применяющих инновационные методики, или недоработанности УМК, самих и, как следствие, нежелание работать в этом направлении дальше.
• Нежелание части учителей работать в новых условиях, требующих постоянного повышения квалификации, дополнительных временных затрат при освоении новых программных продуктов, недоброжелательное отношение к активным и инициативным коллегам.
• Несоответствие возрастающих ответственности и требований к техническому персоналу, отвечающему за функционирование сети школы и реальными его возможностями и квалификации.
• Несоответствие квалификации преподавательского и административного состава школы.

• Несанкционированный доступ к сетевым папкам пользователей, умышленное уничтожение информации.

Для решения данных проблем необходимо:

o Надо использовать широкий спектр методов повышения ИКТ-квалификации педагогов, в первую очередь, используя ресурсы ММЦ
o Очень важно неформальное общение учителей школы между собой и с коллегами из других школ на темы использования ИКТ в учебном процессе школы, внутришкольные консультации наиболее ИКТ-компетентных сотрудников, регулярное участие в семинарах (районных, городских, международных и т.п.), на которых обсуждаются проблемы использования ИКТ в учебном процессе.
o Требуется повышение уровня использования цифровых технологий в повседневной педагогической практике. При этом надо опираться на растущие навыки учителей. Например, больше учителей должны готовить материалы к урокам используя средства ИКТ, пользоваться принтером для распечатки своих методических материалов, проектором для демонстрации и обсуждения и т.д. Должно заметно возрасти количество учебных документов, используемых и учителями и учениками в электронном виде.
o Необходимо накапливать и упорядочивать цифровые архивы учебных материалов школы. Их можно пополнять, благодаря централизованным поставкам через библиотеку (медиатеку) обучающих программ, цифровых энциклопедий и других цифровых образовательных материалов, через работу с Интернет и оцифровывая различные источники в ходе учебной работы, обмениваясь материалами с коллегами.
o Надо существенно упростить доступ учителей, прошедших переподготовку, к мультимедийному проектору. Действия администрации должны быть постоянно направлены на создание благоприятных организационных условий для использования ИКТ в учебном процессе.
o Необходима инициатива школьных управленцев по созданию технологических изменений в процессах управления школой (администрация должна на своём примере показывать эффективность новых технологий). Надо шире применять возможности цифровых технологий для решения задача планирования, учета и контроля.
Внедрять применение ИКТ для решения отдельных задач управления состоянием материально-технической базы школы, например, ведение в цифровом виде инвентаризационных ведомостей или их аналогов, печать на компьютере всевозможных актов и прочих текущих документов и т.д.
В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:
- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,
- к интеллектуально-физическому развитию т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
- к способности мыслить и действовать творчески.
Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.
Давайте поможем ребенку увидеть красоту и целостность окружающего мира.



Категория: математика | Добавил: sveta-mukina (10.04.2008)
Просмотров: 2400 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Сайт кабинета информатики
Календарь
Каталог сайтов


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Открытые уроки
  • Творческие работы
  • Сайт учителя математики
  • Сайт учителя информатики
  • Открытый класс
  • Сайт Аликовской СОШ
  • Педсовет
  • Математика в школе
  • Все для веб-мастера
  • Автоматизированное рабочее место учителя математики
  • Досье учителя математики
  • Занимательная математика
  • Математические этюды
  • ЕГЭ по информатике
  • Математический сайт
  • Сайт Михатовой М.Н.

  • Copyright MyCorp © 2024